река Охта

Техническое описание маршрута


Ст. Сосновец (Беломорск) – Кевятозеро (Куккумозеро) – р. Охта – Муезеро – р. Охта – Юляозеро – Средняя Охта – оз. Лежево – Пебозеро – оз. Воронье – Нижняя Охта – р. Кемь – Подужемская ГЭС – ст. Кемь.
Протяженность маршрута: 150 км (Кевятозеро - Подужемская ГЭС)
Категория сложности: III *
Описание бассейна реки Охта
Река Охта (древнее название, означающее “Путеводная река”) третий по величине приток реки Кемь (после рек Чирка-Кемь и Пистайоки). Исток Охты – р. Козледеги, вытекающая из оз. Ватулма (севернее пос. Новое Машозеро) и впадающая в Кевятозеро. Основные притоки Охты: справа – реки Одава и Норга, слева – Чуруж, Сянда, Вермасручей. До 1966 г. по реке проходил лесосплав, от которого в настоящее время осталось 6 разрушенных плотин, ряжевые стенки и лотки на порогах. Наиболее существенным последствием лесосплава явилось спрямление реки искусственным прокопом между оз. Лежево и Пебозером, что сделало Среднюю Охту маловодной и сократило маршрут на 25 км. Охта пересекает значительное количество моренных гряд, образуя около 46 порогов и шивер. Препятствия длиной от 25 до 600 м весьма разнообразны по характеру. В верховьях преобладают мелководные перекаты и шиверы, а начиная с порога Ойнегайне, река прорезает коренные породы, образуя мощные пороги: Ойнегайне, Лоуна, Хемег, Кивиристи, Печко-порог, Тютерин, Охта. Средний уклон межозерных участков – 0,8 м/км. Распределение стока: июнь – 135%, июль – 81, август – 84 от среднелетнего. Нижняя Охта впадает в р. Кемь несколько выше плотины Подужемской ГЭС. Пос. Подужемье получил свое имя от порога Ужма, известного с середины XV в. Здесь река Кемь, стиснутая скалами, падала каскадным водопадом на 11,8 м. В 1932 г. бурение разведочных скважин спровоцировало размыв глинистой перемычки, отделяющей залив Кеми перед Ужмой от основного русла. Воды реки устремились по новому пути, оставив старое русло сухим. Уже через 10 дней следы Ужмы исчезли, зато стал расти порог Вуочаж (саам. "Скальный лоб"), лежащий выше по течению. В результате из трехметрового водоската он превратился в могучий порог. Из 15,5 м падения половина приходилась на первый водопадный слив. Но и этот выдающейся порог прекратил свое существование в 1974 г. в результате пуска Подужемской ГЭС. Заброска, выброска Мурманским поездом до станции Сосновец или Беломорск. Далее существует два места заброски к началу маршрута. Первое – Кевятозеро. От Сосновеца до Кевятозера через пос. Новое Машозеро 80 км (шоссе – 20 км и грунтовка – 60 км, 2-2,5 часа); от Беломорска – 110 км. Подъезд к воде – ЮВ оконечности Кевятозера (называется "Финский вокзал"). Второе место заброски – мост через Куккумозеро. Этот вариант сократит маршрут в верховьях реки примерно на 20 км. Окончание маршрута у пос. Подужемье, и отъезд до ж/д вокзала г. Кемь – 18 км (от плотины ходит автобус). Возможности аварийного схода с маршрута ограничены в связи с отсутствием жилых населенных пунктов на реке.

Лоция реки Охта

Начало маршрута – Кевятозеро. По озеру курс на СЗ к одноименной деревне (есть магазин). За мысом после деревни вход в реку. Об уровне воды можно судить по камням под разрушенным мостом в истоке Охты. Если камни не видны вода высокая, если притоплены – средняя, если выступают из воды – низкая. На протяжении первых 12 км реки тянется плес шириной 30-80 м. Берега низкие, заболоченные, мест для стоянок практически нет. Хорошая стоянка лишь через 10 км, на ПБ. После широкого разлива полуразрушенная плотина (Пл1). За ней с небольшим интервалом следуют мелководные перекаты (П1-4, от 25 до 100 м). После П4 река входит в узкое Куккомозеро, берега его высокие, скалистые. Озеро состоит из двух плесов, соединенных короткой протокой. Для стоянок пригодны берега южного плеса на всем его протяжении. В начале протоки мост, за ним в среднюю воду вскрывается шивера (П5). На выходе из озера расположена разрушенная плотина (Пл2). Далее следуют каменистые шиверы (П6-8). Последняя из них – Лестница (П8, КС-II, 150 м) расположена непосредственно перед входом в оз. Муезеро, можно осмотреть по ПБ. После входа в Муезеро есть места для стоянок справа от устья и на островах. Прямо по курсу большой остров Троица. На восточной оконечности острова сохранилась старинная церковь Святого Николая Чудотворца, построеная в 1602 г. (сам остров получил название по бывшему на нем монастырю, известного с 1553 г.). Церковь с воды не видно. На западном берегу Муезера дер. Ушково, обитаемая только летом. На выходе из Муезера плотина (Пл3), проходима сходу. Слева от плотины хорошее место для стоянки. Через 1,5 км за плотиной мелкий перекат (П9), вскоре за которым левый приток – р. Чуруж. В 2-3 км за притоком шиверы (П10-13), проходимы сходу. Дальше до Юляозера на протяжении 15 км тянется Гнилая Охта - река сильно петляет, берега заболочены, стоянок нет совсем. Справа впадает приток – р. Одава. При впадении Охты в Юляозеро - на высоком скальном мысу и далее по ПБ есть стоянки. Юлязеро и Алозеро разделяет большой мыс, через который было сделано два прокопа для сплава леса. Прокопы заросли и непроходимы в любую воду. Обходить необходимо с востока – по оз. Ригорека. На ПБ озера видны останки одноименной деревни. На выходе из Алозера плотина (Пл4) – два лотка: правый мелкий, левый более сложен - необходим осмотр. Сразу за плотиной шивера (П14, КС-II, 200 м). За шиверой ламбина на которой есть стоянка на ЛБ. После ламбины поворот реки вправо и мелководная шивера (П15). За ней начинается порог Немес (П16, КС–II, 600 м, саам. “Медлительный”). Сразу за порогом короткие простые шиверы (П17,18). За ними справа впадает бурный ручей, за которым есть отличные стоянки на высоком скальном лбу. Дальше берега заболочены. Слева впадает р. Сянда. После притока Охта широким плесом втекает в оз. Лежево – самое крупное на маршруте. Оз. Лежево вытянуто с ЮВ на СЗ почти на 30 км. Есть стоянка у входа в озеро на ПБ. Отсюда существует два варианта продолжения маршрута. Первый вариант – по Средней Охте, длиной 25 км. Путь к ней лежит через С3 часть оз. Лежево. В истоке Средней Охты остатки плотины. Дальше до оз. Воронье три шиверы и сложный порог Кехань (150 м, кар. "Кипучий"). Средняя Охта непроходима в малую и среднюю воду. Второй вариант (в настоящее время единственно возможный, из-за маловодности Средней Охты) – через прокоп Кирос. Курс на мыс с развалинами дер. Лежево. На выходе из озера плотина (Пл5) с чистым сливом, общим падением около 1 м. Сразу за плотиной искуственный прокоп с сильным течением, длиной около 1 км, за которым начинается очень мелкое оз. Торос. За озером один за другим два порога. Первый Мельничный (П19, КС–II, 150 м) - прямой лоток с хорошим падением и валами 0,5-1 м, проходим сходу. Второй Пебозерский (П20, КС–II-III, 100 м) - две протоки: правая мелкая, левая - лоток с валами до 1 м и камнями, на выходе большой обливной валун (виден с воды), проход справа от обливняка впритирку к ряжу. Осмотр лотка по ЛБ. Сразу за порогом Пебозеро, хорошие стоянки на ПБ. На южном берегу Пебозера одноименная нежилая деревня. Пебозеро широко протокой переходит в оз. Хизиярви, которое в свою очередь соединяется с оз. Вороньим (слева развалины дер. Кангашнаволок), самым красивым на маршруте. Берега оз. Воронье скалистые, есть множество небольших островов, удобных для стоянок. Справа по ходу большой остров “Добрых Духов” , на котором находится ”музей туристского творчества”. Слева по ходу – на мысу, который рассекает озеро Воронье с запада на восток почти пополам магазин-ларек с баней (можно на заказ купить некоторые продукты, спиртное). На выходе из оз. Воронье последняя на маршруте плотина (Пл6) мощным сливом и отлогим лотком за ним. Осмотр желателен, т.к. заход неочевиден. Справа перед плотиной есть стоянка. В 100 м за плотиной шивера Нижкакошки (П21), проход под ЛБ. Далее короткий широкий плес до порога Олений (П22, КС-II, 150 м), проходим сходу. За порогом последнее на маршруте озеро – Корнизозеро. За выходе из Корнизозера острова разделяют русло реки две протоки. Отсюда начинается Нижняя Охта. Правая протока широкая, но мелкая, на входе перекрыта глухой плотиной. В основании левой протоки шивера (П23), в 200 м за ней Пиче-порог (П24, КС–II-III, 500 м) - слаломная шивера с несколькими поворотами. Осмотр по ПБ. Перед порогом можно встать на стоянку на высоком ПБ. За Пиче-порогом река широким плесом поворачивает влево. Далее следуют два участка, где в низкую воду обнажаются камни, в высокую воду быстроток. Затем на левом повороте порог Кожаный (П25, КС-II, 100 м). В среднюю и высокую воду проходим без осмотра. В низкую воду желательно осмотреть выход порога. У порога есть стоянка. Через 2 км порог Ойнегайне (П26, КС-III, 100 м). Это шивера с валами до 1 м, левым поворотом и мощной бочкой на выходе. Под ЛБ ряжевая стенка. Осмотр по ПБ. За порогом есть хорошая стоянка справа. Через 200 м шивера Дялучимет (П27, саам. "Место с бродом"). В 1,5 км от Ойнегайне порог Лоуна (П28, КС-III, 400 м, саам. "Торфяной"). Ориентир – ряжевая стенка по ПБ. Порог представляет собой сложную слаломную шиверу с множеством камней, сильным уклоном и косыми сливами на выходе. Осмотр по ЛБ. После порога за правым поворотом локальный слив и несложный порог Каменный (П29) - проходимы с ходу. Через 1 км порог Хемег (П30, КС-III, саам. "Короткий крутой порог"). Перед порогом река упирается в косу ЛБ из каменных плит, за которой на левом повороте начинается быстроток (справа ряжевая стенка), затем - в скальном сужении мощный участок с сильным течением и валами, ближе к выходу поток разбивается грядами камней - возможны проходы под ПБ или под ЛБ. Для осмотра чалится к плитами ЛБ перед порогом. Страховка с воды желательна, так как после 100 м плеса начинается быстроток, уводящий в порог Кивиристи. Порог Кивиристи (П31, КС-V, кар. "Каменный крест") – сложнейший порог Охты, состоящий из трех ступеней: входной слив, падун и каньон. Первая ступень – входной слив представляет собой чистый водоскат в скальном сужении с быстротоком за ним, длинной около 100 м. Вторая ступень – падун Кивиристи высотой более 2 м, в узком скальном ущелье шириной около 8 м. В высокую воду под падуном образуется пенный котел, в среднюю и малую воду мощная бочка. За падуном на левом повороте 50-60 м мощного быстротока, и затем река входит в каньон. Третья ступень - каньон Кивиристи, имеет длину около 200 м, ширину 8-10 м, высота стен до 15 м (на редкость живописное место). В начале каньона прижим к правой стене, в середине - правый поворот с сильным прижимом к левой стене. В каньоне в высокую и среднюю воду образуются мощные бочки и отбойные валы до 2 м. Для осмотра порога Кивиристи чалиться за высоким мысом, перед сужением к скальным плитам ЛБ. Вдоль порога - по ЛБ есть широкая тропа для осмотра (обноса). Осмотр Кивиристи и страховка обязательны. На ЛБ, начиная от входа в Хемег и до самого конца Кивиристи, много мест для стоянок, но с дровами проблемы. Есть также стоянка за порогом на ПБ.
После Кивиристи несложный порог (П32), за ним пороги Белый и Темный (П33 и П34, КС-II, 250 м и 200 м) – это шиверы с большим числом одиночных камней и гряд, проходимы без осмотра. Через 500 м отлогий слив и еще через 150 м Печко порог (П35, КС–III, 500 м, саам. "Крутой"). Порог имеет правый поворот и слив около 1 м на входе, разделенный плитой на два языка, за которым длинный шиверный участок. Осмотр по высокому ПБ, страховка за сливом необходима. У порога есть стоянка. Почти сразу за Печко-порогом шивера Тарашенкоро (П36, КС-II, 400 м) с большим количеством камней в струе. Затем широкий плес и порог Нилош (П37) – одиночный слив между каменными плитами. Оба проходимы сходу. На ЛБ удобные места для стоянки.
Плес 7-8 км тянется до порогов Муравейных (П38-42, КС-II), представляющих собой каскад из 6 шивер, проходимых сходу. На ЛБ избушка. Вскоре за Муравейными разрушенный мост с шиверой (П43) под ним. Мост в настоящее время почти полностью разрушен, проход свободный. Через 100 м после моста на ЛБ стоянка. От моста 8 км до порога Тютерин (П44, КС-IV, 100 м). Порог образован множеством огромных наклонных каменных плит, большое падение - около 2 м. По ПБ ряжевая стенка. Порог безаварийно проходим лишь в высокую воду, в низкую воду непроходим. Осмотр (обнос) по ЛБ. У порога есть стоянка - большая поляна (без дров).
После 5 км плеса порог Курна (П45, КС-II, 150 м, кар. "Желоб"). Название точно отражает суть порога – это чистый (даже в низкую воду) водоскат через узкий скальный желоб на левом повороте с валами 0,5 м в высокую воду. Осмотр по ПБ. Есть стоянка на ПБ.
Через 1,5 км последний сложный Охта-порог (П46, КС-IV, 300 м). Русло реки перегорожено грядой камней, проход есть только у ЛБ через узкий сложный слив высотой более 1 м (требуется очень точный заход). После слива длинная крутая слаломная шивера с множеством обливных камней и высокими валами до 1-1,5 м. Обязательна тщательная разведка всего порога и страховка. Стоянки есть на ПБ перед порогом и на выходе из него.
Через 3 км после порога, Охта впадает в реку Кемь. Выйдя в р. Кемь надо двигаться 4 км вниз - к плотине Подужемской ГЭС и пос. Подужемье. Для разбора байдарок и стоянки можно встать на ПБ в 1,5 км от плотины ГЭС, здесь есть несколько мест для стоянок. В 100 м от берега тянется грунтовка, которая выходит к трассе М-18 около плотины.
* Примечание:
Описания порогов и их категорийность приводится для уровня воды выше среднего. В низкую воду сложность порогов уменьшается на 0,5-1 категорию. Категорийность соответствует байдаркам класса "Таймень".

Литература:
М. Афанасенков. Охта – 1999 г.
Отчет Спортклуба "Мустанг". Охта – 1990 г.
Охта, конспект отчета 4888.
А. Егоров. Описание маршрута. Охта – 1999 г.
А. Шилов. “На байдарках по Карелии”, река Охта.
Дмитрий Шевляков, 2001 г.